Минский ГУМ — живая история: в начале ноября исполняется 70 лет, как универмаг открылся в послевоенном здании. Накануне юбилея журналистов Onlíner пустили в потайные комнаты, куда обывателю не заглянуть. Пойдемте смотреть, где делают знаменитые декорации для витрин, как выглядит местный зимний сад и сколько камер наблюдает за покупателями.
Современное здание ГУМа начали строить после войны. Для покупателей универмаг открылся 6 ноября 1951 года, 70 лет назад. Хотя сам бренд старше: первый минский ГУМ открыли в 1934 году в здании бывшего Польского банка (стоял на пересечении нынешних проспекта Независимости и улицы Комсомольской).
Архитекторы нового здания в стиле сталинского классицизма — Роман Гегарт и Лев Мелеги.
Вход во двор ГУМа — со стороны улицы Ленина.
— Двор закрытый. Это производственная территория: здесь ездят грузовики, находится погрузочно-разгрузочная рампа — по нормам безопасности посторонним здесь находиться запрещено, — рассказывает начальник отдела организации торговли Евгений Филипенко.
На входе, еще до шлагбаума, — старая телефонная будка, которую любопытные минчане иногда фотографируют для Instagram. Таксофон рабочий.
— Но по городу с него не позвонишь. Аппарат работает только на внутреннюю связь: когда к нам приезжают поставщики, связываются с нашими подразделениями, — говорит сотрудник универмага.
Стоя во внутреннем дворе, можно рассмотреть задний фасад. Много стекла: это обратная сторона тех самых витражей, которые видят посетители внутри здания. В башенке слева находится машинное отделение лифта.
А вот — более позднее крыло, построенное к Олимпиаде-1980, и галерея, ведущая к ней. Это та самая галерея, где висят картины, по пути к отделу с женской одеждой.
Тут же находится КПП, через который по пропускам проходят сотрудники ГУМа. Всего в магазине сейчас работает порядка 600 человек. На четвертом этаже — администрация.
Николай Карачун почти четверть века был директором ГУМа, теперь работает помощником руководителя. Он показывает зимний сад, который, вообще-то, служит комнатой отдыха для сотрудников.
— А это наш зимний сад. Все, что в горшках, — живые растения. В советское время тут места больше было, потом мы зимний сад уменьшили, сделали стенку — за ней комната для занятий физкультурой, — рассказывает Николай Карачун.
Недалеко от оранжереи — актовый зал. Само по себе место нельзя назвать примечательным, а вот вид из окна хорош.
— Это двор жилого дома №19 по проспекту, арка, где фотоцентр, — подсказывает бывший директор. — У ГУМа когда-то была идея на первом этаже этого дома занять помещение, но не получилось.
— А здесь раньше была большая комната гражданской обороны, — Николай Карачун открывает дверь в библиотеку. — Тут хранились противогазы и работал инспектор по гражданской обороне, пока мы ему не нашли другое место.
Из комнаты инспектора сделали библиотеку, добавили второй ярус, на котором — комната истории ГУМа.
— Здесь есть и художественная литература, и профессиональная: по культуре обслуживания, справочники товароведа, — рассказывает бывший директор. — Какое-то время сотрудники активно пользовались библиотекой, мы даже обновляли периодически фонд, заказывали новые издания. Потом, конечно, это отошло: молодое поколение все больше в телефонах.
В мини-музей на втором ярусе человеку со стороны не попасть. Тут много фотографий и любопытные артефакты.
Вот первая форма продавцов: черный халат с белым воротником. В таких нарядах сотрудницы ГУМа встречали первых покупателей в 1951-м. А вот — пуф из той партии мебели, которая была при открытии универмага: на него покупатели присаживались, чтобы примерить обувь.
Есть и вещи из прошлого, которые продавались в главном магазине страны.
— А что тут было самым дефицитным?
— Дефицитом было все, — смеется Николай Карачун.
Открытие ГУМа в Минске было событием. Магазин должен был заработать для всех 5 ноября 1951 года, очередь к дверям выстроилась почти до Немиги. Людей было столько, что даже пришлось внезапно перекрыть проспект, цитируют воспоминания старых работников универмага Сергей Крапивин и Илья Курков в книге «Минский ГУМ: история и современность».
В тот день новый магазин для всех так и не открыли: люди простояли зря. Назавтра очередь желающих попасть внутрь горожан регулировала конная милиция: пускали по 100 человек. В дверях первое время работал швейцар.
Главный универмаг и снаружи и внутри тогдашним минчанам казался дворцом.
Сохранились выдержки из архитектурно-планировочного задания главного архитектора Минска Егорова, где отмечалось, что для проектирования здания стоит вдохновляться базиликой Палладио в Виченце или библиотекой Сансовино на венецианской Пьяцетте.
Интерьеры были богатыми. Впечатляла парадная лестница — с остеклением между этажами и бронзовыми деталями.
Торговое оборудование — из ценных пород дерева. На первом этаже на полу уложена мозаика, на остальных — паркет. На потолках висели шикарные люстры, причем ГУМ был первым гражданским зданием в Минске, где стали использовать люминесцентные лампы. Главная люстра универмага сохранилась до сих пор. В галерее фотографий — много деталей интерьера, листайте.
Рассказывают, что к открытию в 1951 году в ГУМ навезли дефицитных товаров. Продавцы так боялись за их сохранность, что остались в своих отделах ночевать.
Прошло 70 лет, но и сейчас случаются покупатели, которые пытаются что-нибудь умыкнуть. Последняя тайная комната, где мы побывали, — для видеонаблюдения. На экраны выводится съемка с камер, установленных в секциях и у входов. Всего их порядка 120.
— Кражи бывают. Есть «специалисты», у которых такая работа — что-нибудь украсть. Что-то доходит до суда, а что-то компенсируют, если сумма ущерба небольшая, — рассказывает сотрудник из комнаты видеонаблюдения.
А вот так выглядит мастерская, где делают витрины ГУМа, которые обновляются раз в сезон. Здесь работают дизайнеры по рекламе и декораторы.
В снятых декорациях можно узнать знакомые мотивы. Это, например, фигуры, стоявшие в окнах универмага зимой 2019 года. Данный проект местные дизайнеры сделали в соавторстве с художницей Анной Силивончик.
— На изготовление витрины уходит примерно месяц, — говорят декораторы мастерской. — Это когда уже все придумали и есть все материалы.
Много ручной работы: например, недавно был проект с веерами, все они сделаны вручную.
Напоследок расскажем одну историю про гумовские витрины, которой не раз делились прежние работники. Мы возьмем вариант из той самой книги про ГУМ.
В 1956-м закончилось строительство Минского телецентра, в январе того же года начались регулярные телепередачи. Телевизоры «Беларусь» в ГУМ привезли раньше, но заинтересовали они людей только тогда, когда на экранах появились движущиеся картинки. Из-за столпотворения в секции радиотоваров работать было невозможно. Сотрудники решили проблему: выставили телевизоры в витринах и вывели звук из динамиков на проспект. Если изображение сбивалось, стоявшие у витрин минчане посылали гонца, который просил работников настроить аппарат.
Истории из далекого прошлого часто переходят от человека к человеку и становятся городскими байками. Но эта, говорят, правдивая.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by